Искра творчества: как научиться придумывать новые идеи и находить оригинальные решения
Искра творчества:
как научиться придумывать новые идеи и находить оригинальные решения
Так назывался мастер-класс, который провел для участников X1X Международной конференции «Женщины, меняющие мир» сотрудник Нобелевского музея Стокгольма, куратор образовательных программ Тобиас Дегселл.
Нобелевский музей Стокгольма –средоточие информации о гениальных открытиях, о Нобелевских лауреатах разных лет, и, конечно, о знаменитом изобретателе динамита Альфреде Нобеле, которому пришла в голову идея идей –основать фонд, и из его доходов каждый год выплачивать премию тем, кто принес наибольшую пользу человечеству. С тех пор Нобелевская премия стала самой престижной, самой желанной для лучших умов мира.
Неудивительно, что в Нобелевском музее по мере по мере сил изучают природу творчества. Здесь действует выставка «Культура творчества», а с 2010 года проводятся мастер-классы для деловых людей «Искра творчества: как научиться придумывать новые идеи». Ибо креативность, или способность находить новые, необычные пути решения задач, нужна не только Нобелевским лауреатам, но и обычным людям. В профессии, в бизнесе, в быту. Даже в объявлениях о вакансиях все чаще, в ряду других требований. от соискателей требуется именно это качество.
- Есть два мнения по поводу креативности, -говорил ведущий мастер-класса Тобиас Дегселл. –Одни считают, что она присуща лишь избранным гениям масштаба Леонардо да Винчи, другие полагают, что креативность можно развить, как развиваются, например, способности к рисованию. Мы придерживаемся второй точки зрения.
Название мастер-класса «Искра творчества» не случайно. Среди 350 изобретений Альфреда Нобеля одним из самых известных стал детонатор, запал, который приводится в действие с помощью искры. Чтобы привести в действие творческий потенциал человека, также нужна «искра».
Для лучшего понимания. что такое креативность, ведущий мастер-класса предложил его участникам тест. Нужно было соединить четырьмя прямыми линиями, не отрывая руки, 9 точек, расположенных в вершинах квадрата, в середине его сторон, и в его центре. Cуть в том, что эту задачу нельзя решить, оставаясь в границах квадрата. Лишь тот, кто догадается выйти за его рамки и использовать пространство вокруг, легко справится с головоломкой. Умение выйти за пределы привычного, посмотреть на задачу нестандартно, -и есть креативность.
Другое упражнение такого же плана, которое предложил Тобиас участникам мастер-класса, –Т-пазл. Нужно сложить букву Т из из нескольких картонных деталей, одна из которых неправильной, необычной формы. В ней –ключ к решению. Тот, кто сообразит, как ее правильно расположить, -молодец, у него сразу все получится. Эту, казалось бы, детскую задачку Тобиас предлагал серьезным деловым людям. Он рассказал, что однажды участником мастер –класса был вице-президент одной компании. Он никак не мог справиться с Т-пазлом, и уговорил Тобиаса дать ему головоломку на выходные. Просидел над задачей всю субботу и воскресенье, но так не смог раскусить этот крепкий орешек. А вечером в воскресенье из поездки вернулась его жена. Покрутив картонные детальки минут пять, она уверенно сложила пазл. Топ-менеджер страшно разозлился, он никак не ожидал, что жена окажется умнее его. Дело дошло чуть ли не до развода. С тех пор Тобиас больше никому не дает головоломку домой.
Вопреки распространенному мнению, что творчество –дело сугубо индивидуальное, и гениальная идея может родиться только в одной голове, исследователи креативности из Нобелевского музея пришли к выводу, что огромное значение имеет общение, обмен идеями, творческая среда. Тобиас привел пример двух Нобелевских лауреатов Джеймса Уотсона и Френсиса Крика, открывших пространственную структуру ДНК. Каждый из них работал самостоятельно, но они регулярно встречались, обсуждали результаты, обменивались идеями. По мнению исследователей природы творчества, это во многом способствовало их успеху.
В Нобелевском музее задались вопросом, -а почему наибольшее число Нобелевских лауреатов вышло из Кембриджа? Ведь в мире есть и другие прекрасные университеты, -Оксфорд, например, или Гарвард. И\ пришли к выводу, что особой атмосфере Кембриджа во многом способствуют …традиционные воскресные обеды. На них приглашаются ученые разных специальностей, причем у приглашенных нет права выбора места за столом. Физик может оказаться рядом с лириком, математик рядом с литературоведом, философ рядом с химиком. Поначалу обычно повисает неловкая пауза, потом начинается разговор о погоде или спорте. Но постепенно люди оживляются, рассказывают о своей работе, идет обмен идеями, который часто оказывается очень плодотворным. Нестандартный взгляд специалиста совершенно другого профиля, может помочь найти неожиданное решение сложной задачи.
Врезка:
На мастер-классе Тобиаса Дегселла его участники много узнали о самом Альфреде Нобеле. Основатель Нобелевских премий был разносторонне одарен, знал 5 языков и даже хотел в юности стать поэтом. Но когда он объявил о своем желании отцу, тот сказал, что поэт не сможет заработать себе на жизнь, и Альфред пошел по стопам отца, -стал изобретателем, инженером и предпринимателем. Эммануилу Нобелю страшно не везло в Швеции, -он никак не мог получить финансовую поддержку своим проектам, и даже был объявлен банкротом. Тогда он обратился к правительству России с предложением создать производство морских и сухопутных мин. Оно заинтересовало российское военное ведомство, Эммануил Нобель переехал в Петербург, и приобрел в России богатство и известность.
Его сын Альфред унаследовал от отца интерес к взрывчатым веществам и принцип никогда не сдаваться и не отчаиваться, какие бы трудности ни стояли на пути. Он работал с нитроглицерином, сильно взрывчатым и опасным веществом (по иронии судьбы, ему пришлось принимать нитроглицерин как лекарство от стенокардии). В ходе экспериментов с нитроглицерином часто происходили аварии. Одна из них привела к гибели младшего брата Нобеля, но Альфреда это не остановило. Ему пришла в голову идея смешить нитроглицерин с кизельгуром -пористой осадочной породой. Он назвал эту смесь динамитом. Динамит считался относительно безопасным и сразу же получил широчайшее применение.
Нобель являлся обладателем более 350 патентов, владельцем или совладельцем 93 заводов. Был одним из самых богатых людей Европы: его состояние оценивалось в 700 млн. шведских крон.
Но в личной жизни Нобель был несчастлив, он не имел ни жены, ни детей. И свое баснословное состояние, нажитое, в основном, за счет изобретения динамита, который широко использовался в войнах как орудие массового убийств, что вызвало у Нобеля разочарование и чувство вины, он направил на благо человечества.
.